Вопрос:
Учитывается ли площадь балконов, лоджий, веранд и террас при расчете размера взноса на капитальный ремонт, подлежащего уплате собственником помещения.
Ответ:
В соответствии с положениями части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункта 12 Требования к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 площадь жилого помещения (квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.
Таким образом, при расчете размера взноса на капитальный ремонт, подлежащего уплате собственником помещения, площадь балконов, лоджий, веранд и террас не учитывается.
При этом обращаем внимание, что определение общей площади жилого помещения осуществляется на основании сведений и документов государственного кадастра недвижимости.
Вопрос:
В каком порядке осуществляется возврат собственникам помещений средств фонда капитального ремонта в связи с исключением из региональной программы многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, предоставленных под развитие застроенных территорий?
Ответ:
Согласно пункту 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
При этом, согласно части 2 статьи 184 Жилищного кодекса в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 Жилищного кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме.
В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Вопрос:
В каких случаях начисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах по встроенно-пристроенным и пристроенным нежилым помещениям?
Ответ:
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491).
В соответствие с пунктом 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Таким образом, начисление взносов по встроенно-пристроенным и пристроенным нежилым помещениям к многоквартирным домам осуществляется только в случае, если, пристроенное к нему помещение являются единым имущественным объектом в соответствии с технической документацией к этому многоквартирному дому.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 Правил №491 при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
При этом согласно пункту 4 Правил № 491 в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Вопрос:
В каком порядке осуществляется начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах по подземным автомобильным парковкам?
Ответ:
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются в том числе построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, а также коллективные автостоянки, гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Понятие нежилое помещение в многоквартирном доме определено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Согласно статьям 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Анализ норм законодательства дает основания считать подземный паркинг нежилым помещением в многоквартирном доме, принадлежащим владельцам машино-мест на праве общей долевой собственности (если учтен единый объект недвижимости – подземный паркинг) или состоящим из машино-мест, находящихся в частной собственности, и мест общего пользования, находящихся в общей собственности собственников машино-мест. Таким образом, начисления взносов на капитальный ремонт производится соразмерно площади нежилого помещения, являющегося подземным паркингом в многоквартирном доме.
Вопрос:
Как определяется дата возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, при условии посекционного ввода в эксплуатацию многоквартирного дома?
Ответ:
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не ранее момента возникновения права собственности на помещение в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса).
Положения данной нормы Жилищного кодекса не применяются в случаях, установленных частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса, в соответствие с которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Таким образом, установленный в соответствии с частью 5.1. статьи 170 Жилищного кодекса срок возникновения обязанности по уплате взносов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию отдельных секции (подъездов). Также при определении срока наступления обязанности по уплате взносов собственников помещений в случаях если многоквартирный дом вводится в эксплуатацию секциями с разными сроками ввода в эксплуатацию, по мнению Ассоциации, необходимо учитывать адрес конкретного многоквартирного дома с отдельными секциями.
В случае, если почтовый адрес вводимых в эксплуатацию секций такой же, как и многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта ранее, какие-либо особенности наступления обязанности по уплате взносов собственников помещений в вводимых в эксплуатацию секциях не устанавливаются.
В случаях, когда вводимым секциям присваиваются новые почтовые адреса, обязанность по уплате взносов собственников помещений введенной секции возникает после ее включения в региональную программу капитального ремонта в порядке ее актуализации.
Учитывая, что при введении в эксплуатацию вновь построенной блок-секции многоквартирного дома меняется его общая площадь, в региональной программе капитального ремонта при ее очередной актуализации должна быть указана новая общая площадь многоквартирного дома.
Дополнительно обращаем внимание, что часть 5.1. статьи 170 Жилищного кодекса не исключает возможность установления нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации особого порядка исчисления сроков возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, вводимом в эксплуатацию посекционно, при условии соблюдения установленных данной статьей предельных сроков.
Вопрос:
Подлежит ли списанию задолженность собственника по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в связи с принятием судебного решения о признании таких граждан банкротами?
Ответ:
В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома входит в структуру платы за жилое помещение, а общее имущество многоквартирного дома в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.
Процедура признания гражданина банкротом описана в главе Х Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ), в соответствии со статьей 213.4 которого гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.
В случае вынесения арбитражным судом определения об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом вводится процедура реструктуризации долгов гражданина.
Исходя из системного толкования статьи 213.11 Федерального закона № 127-ФЗ следует, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании, обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам не распространяется на текущие платежи гражданина.
Статьей 213.25 Федерального закона № 127-ФЗ установлен запрет на реализацию жилого помещения (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. В данном случае право собственности на указанное жилое помещение за гражданином сохраняется вне зависимости от принятия решения о признании гражданина банкротом.
Согласно статье 213.27 Федерального закона № 127-ФЗ требования кредиторов о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе об уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, удовлетворяются в третью очередь.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 127-ФЗ.
Так согласно п. 5 ст. 213.28 Федерального закона № 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, а обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
Кроме того, в отношении взносов на капитальный ремонт введена специальная норма, согласно которой при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного следует, что оплата взносов на капитальный ремонт напрямую связана с личностью должника как собственника помещения в многоквартирном доме, а соответственно подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона № 127-ФЗ.
Указанная позиция также подтверждается сформированной судебной практикой. Так в силу прямого указания Федерального закона № 127-ФЗ освобождение должника от расходов на содержание принадлежащих ему жилых помещений не предусмотрено при завершении процедуры реализации имущества, так как указанные обязательства напрямую связаны с личностью должника, с наличием у него права собственности на имущество (единоличное и общедолевое), фактом проживания в жилом помещении.
На основании вышеизложенного, списание задолженности за капитальный ремонт гражданам, признанным банкротами в силу действующих норм жилищного законодательства и сложившейся судебной практики, необоснованно.
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением
Согласен