Проблема роста хищений в сфере информационно-
телекоммуникационных технологий в последние годы приобретает все большую актуальность, что связано как серьезными масштабами таких деяний, которые уже представляет одну из главных угроз информационной безопасности как для
отдельной личности, так и для общества в целом.
Кроме того, в числе причин «популярности» таких преступлений,
несомненно, является изощренность способов отъема денежных средств потерпевших, которые при этом постоянно совершенствуются.
Значительные успехи достигнуты в раскрытии краж денежных средств с банковского счета (п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ). Типичным примером совершения такого преступления является хищение денежных средств посредством использования оказавшейся у злоумышленника банковской карты потерпевшего, с которой даже при отсутствии сведений о пин-коде возможно
неоднократное снятие денег через терминал обслуживания.
Вместе с тем, наиболее опасными в настоящее время являются так
называемые «дистанционные мошенничества», их число уменьшилось
незначительно, несмотря на активную борьбу с ними, в том числе путем пропаганды правовых знаний. При этом, следует отметить, что каждое пятое ИТТ-мошенничество зарегистрировано как неоконченное преступление, что
свидетельствует о постепенном овладении гражданами навыками
самостоятельного противодействия им.
Успеху в реализации преступных целей при помощи информационно-телекоммуникационных технологий способствует использование злоумышленниками при совершении хищений методов социальной инженерии.
Данные методы предполагают не столько использование методов хакерства или навыки использования сложных программно-аппаратных решений, сколько знаний и умений преступника пользоваться особенностями психологии человека. Указанные методы зачастую характеризуются применением определенных техник, направленных на введение человека в заблуждение, а
также схем психологического воздействия и манипулирования для достижения корыстного результата.
Распространение получили следующие преступные схемы (способы
совершения преступлений) дистанционных мошенничеств:
1. «Родственник попал в беду». В этом случае злоумышленник
представляется жертве сотрудником правоохранительных органов, сообщает, что ее родственник, например, стал виновником ДТП. В целях недопущения уголовного преследования, решения вопросов с потерпевшей стороной и пр., следует перечислить (передать) денежные средства. При этом зачастую к потерпевшему действительно приходит реальное лицо, которое пользуясь
состоянием сбитого с толку пострадавшего, забирает деньги, тем самым похищая их.
Действенным методом противодействия такой схеме является звонок самому «пострадавшему» родственнику либо, если такой возможности нет, подробно выяснить у звонившего лица персональные данные пострадавшего, что наверняка позволит разоблачить злоумышленника, владеющего как правило
лишь ограниченной информацией о таком родственнике.
2. Перевод денежных средств на «безопасный счет».
Сразу оговоримся, т.н. «безопасных счетов» не существует. Преступление совершается от лица «представителя банка» либо «сотрудника правоохранительного органа», сообщающего жертве о действиях неких злоумышленников, которые посягают на имеющиеся на лицевых счетах потерпевшего денежных средствах, которые необходимо оперативно перевести на другой, безопасный счет. Дальнейшее манипулирование может включать
«помощь» в установке специального программного обеспечения на мобильный телефон, переход по отправленной в смс-уведомлении ссылке, опосредованном сопровождении в ближайший банкомат и пр.
Действенным методом является звонок в банковское учреждение, в
котором открыт счет.
3. Покупка товара в интернет-магазинах, сервисах по продаже («Авито», «Юла» и пр.).
Результатом отправки денежных средств «продавцу» может явиться либо непоступление покупки, либо поступление другого товара (менее ценной вещи, муляжа).
Уменьшить риски приобретения товара у мошенников поможет изучение отзывов о продавце. В ряде случаев этого бывает достаточно, чтобы самому оценить риски.
4. Получение сообщения о выигрыше, победе в лотерее, получении
социальной компенсации.
Мошенники до «отправки суммы» предлагают оплатить комиссию, налог, иной обязательный платеж, что должно насторожить. Проверьте получателя, позвонив официальному отправителю.
5. Одним из популярных способов обмана граждан является звонок от представителя правоохранительного органа, который сообщает потерпевшему о возбуждении в отношении него уголовного дела по статье за государственную измену. Для решения вопроса требуется денежный перевод.
6. Участие в интернет-торговле на подставном сайте.
В настоящее время популярным является участие граждан в биржевых сделках, совершаемых посредством сети Интернет.
Общей рекомендацией здесь может являться предостережение о такой деятельности как о рисковой, требующей определенного уровня финансовой грамотности. При этом мошенники, как правило, завлекают граждан для участия размером дохода, который не может предложить ни одно кредитное учреждение,
что может свидетельствовать о деятельности «финансовой пирамиды». При этом используются сайты-дублеры официальных интернет-площадок биржевой торговли.
Резюмируя, следует отметить, что успешным противодействием таким преступлениям является необходимый уровень финансовой, правовой грамотности, бдительность в общении с лицами, предлагающими банковские услуги, сообщающими о потенциальном хищении вкладов, осознание возможности манипулятивного характера действий и предложений мошенников.
Обязательно сообщите кому-либо из близких о возникшей ситуации, позвоните в официальный орган власти или кредитное учреждение. Действенным оказывается просто прерывание беседы если Вам не нужен кредит или Вы уже слышали о дистанционных хищениях.
Прокурор г. Удачного
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением
Согласен