15 марта 2023 года будет отмечаться традиционный Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций – Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2023 году CI предложил в качестве девиза «World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions» – «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
– энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, бытовая техника),
– энергетически чистый транспорт,
– чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии – это:
– устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников
– инклюзивность и справедливость (все население земного шара имеет право на чистую экологию и окружающую среду, доступ к энергетическим услугам, которые удовлетворяют их основные потребности на справедливой и равноправной основе).
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
Согласно доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что изменения в потреблении энергии могут сократить выбросы парниковых газов до 70% к 2050 году. На практике это означает, что если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.
Потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных барьеров, которые стоят на пути изменения жизни.
CI выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:
– Знания о ценности и осведомленности потребителей в обсуждаемой тематике будут способствовать быстрому внедрению новых экологически безопасных технологий в жизнь каждого потребителя.
– Наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке.
– Переход к чистой энергии позволяет решить как проблему стремительного роста цен на электроэнергию, наблюдаемую в мире, так и внести вклад в предотвращение климатического кризиса.
Соответствующие консультации можно получить по телефонам территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Саха(Якутия) в Мирнинском районе:
– г.Мирный – 3-43-85 (для Жиганского и Оленекского районов);
– г.Удачный – 5-11-65;
– п.Айхал – 6-23-61.
– кроме того, консультирование в области защиты прав потребителей также производится по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, функционирующему в круглосуточном режиме без выходных дней: 8-800-555-49-43;
Вниманию потребителей!
Работает государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей «Роспотребнадзор» (далее — ГИС ЗПП), в котором содержится информация по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав, фальсифицированным продуктам, адрес в сети интернет http://zpp.rospotrebnadzor.ru/. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителя.